Разработан проект изменений в некоторые законодательные акты Украины

Уважаемые коллеги,
Настоящим информируем Вас о том, что Рабочая Группа I завершила первый этап работы по разработке проекта изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно вопросов судебного контроля и поддержки международного коммерческого арбитража).

Проект разработан с целью повышения эффективности судебного контроля международного коммерческого арбитража в Украине, что будет способствовать формированию проарбитражной практики государственных судов и созданию положительного имиджа Украины как юрисдикции, дружественной арбитражу, что в итоге повысит привлекательность Украины как места арбитража, а также уменьшит нагрузку на государственные суды в сложных спорах с участием иностранных лиц, и «отток» таких споров в иностранные юрисдикции.

Ниже приведены наиболее значимые изменения в законодательство Украины, которые предлагаются Проектом.

Проектом предусматривается установление особой процедуры признания и исполнения решений международного коммерческого арбитража в Украине, независимо от места арбитража, а также процедуры отмены решений и постановлений международного коммерческого арбитража, если место арбитража находится на территории Украины.

В настоящее время эти вопросы частично регулируются положениями раздела VII-1 (Производство по делам об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов) и раздела VIII (О признании и исполнении решений иностранных судов в Украине) Гражданского процессуального кодекса Украины, которые не учитывают специфику международного коммерческого арбитража и являются очевидно недостаточными.

Проект предусматривает уменьшение количества судебных инстанций в рассмотрении таких дел до двух - Апелляционный суд города Киева и ВССУ.

Как показал опыт последних лет, введение дополнительной судебной инстанции в 2005 году (общие местные суды) значительно ухудшило эффективность судебного контроля в отношении арбитража с точки зрения его качества и времени, которое тратится на него государственными судами. До 2005 года ситуация была значительно лучше: такие дела рассматривались только апелляционными судами и Верховным судом Украины. Поэтому есть все объективные предпосылки вернуться к этой модели, как более эффективной.

Определение только одного апелляционного суда для рассмотрения соответствующих ходатайств позволит улучшить качество судебной практики по таким делам, сконцентрировать знания и опыт решения специфических вопросов в сфере международного арбитража в одном суде, решения которого могли бы быть обжалованы только в ВССУ. Кроме этого, временные рамки соответствующих судебных разбирательств стали бы более прогнозируемыми для сторон, по сравнению, например, с ситуацией, когда такие ходатайства рассматриваются всеми апелляционными судами Украины, нагрузка которых может существенно отличаться, что влияет на сроки рассмотрения дел. Что же касается определения такого суда, то больше всего на эту роль подходит Апелляционный суд г.Киева. Именно этот суд рассматривал почти все дела об отмене решений обоих существующих в Украине постоянно действующих арбитражных учреждений (МКАС и МАК при ТПП Украины), которые находятся в Киеве. Кроме того, именно этот суд рассматривает значительное количество дел о выдаче разрешения на приведение в исполнение арбитражных решений, а, следовательно, имеет наибольший опыт в реализации функций контроля в отношении международного арбитража. Имеющаяся материально-техническая база и географическое расположение являются дополнительными аргументами в пользу определения именно этого суда для рассмотрения дел, связанных с международным арбитражем. Дополнительно это позволило бы решить и юрисдикционные проблемы, которые часто возникают в случае подачи заявления о выдаче разрешения на приведение в исполнение арбитражного решения по месту нахождения активов должника, особенно когда единственным таким активом являются корпоративные права в хозяйственных обществах, зарегистрированных в Украине.

С целью процессуальной экономии Проектом предусмотрена возможность рассмотрения ходатайств об отмене и о выдаче разрешения на исполнение арбитражного решения в одном судебном производстве, учитывая, что основания для отмены решения и отказа в его признании и исполнении одинаковы. А кроме того, обе категории дел согласно Проекту должны рассматриваться Апелляционным судом города Киева.

Проектом устанавливается одинаковый срок для обоих производств в Апелляционном суде города Киева - два месяца, который будет приостанавливаться в случае возникновения необходимости вручения судебных повесток и документов в соответствии с международными договорами Украины.

Проектом, как и во многих развитых арбитражных странах, сторонам предоставлено право в арбитражном соглашении исключить возможность оспаривания решения международного коммерческого арбитража в государственном суде. В случае реализации такого права судебный контроль будет осуществляться только в процессе рассмотрения ходатайства о выдаче разрешения на исполнение арбитражного решения. Учитывая упомянутую идентичность оснований для отказа в исполнении и для отмены арбитражного решения, такая ситуация не будет нарушать каких-либо прав стороны, против которой такое решение принято, а только уменьшит количество судебных разбирательств, в которых она может эти права реализовать. Это также будет иметь положительный эффект для продвижения Украины как места арбитража.

Проектом также устраняются терминологические противоречия в вопросах отмены решений международного коммерческого арбитража и третейских судов, и вводится применение единого термина «оспаривание», который используется в статье 34 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», и который существенно отличается от термина «обжалование».

Проектом устанавливается процедура принятия судом решений относительно постановлений международного арбитража, вынесенных как по вопросу предварительного характера, о том, что он обладает компетенцией (ч.3 ст.16 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже»), которая в настоящее время не урегулирована.

Проектом устанавливается процедура реализации судом положений части 4 статьи 34 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», согласно которым суд, если сочтет это надлежащим, может приостановить производство об оспаривании решения международного коммерческого арбитража на установленный срок с тем, чтобы предоставить составу международного коммерческого арбитража возможность возобновить арбитражное разбирательство или предпринять иные действия, которые, по мнению состава международного коммерческого арбитража, позволят устранить основания для отмены решения международного коммерческого арбитража.

Проектом устраняются противоречия в действующем процессуальном законодательстве Украины при решении ситуаций, когда в суд подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения. Проект предусматривает, что в такой ситуации суд оставляет иск без рассмотрения, если от ответчика не позднее представления им первого заявления по существу спора поступили возражения против решения спора в суде, если только суд не признает, что такое соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. Это будет соответствовать положениям ст.8 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» и ч. 3 ст. II Нью-Йоркской конвенции о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений.

При этом с целью формирования общего подхода судов к исполнению и толкованию арбитражных соглашений Проект устанавливает, что любые неточности в тексте арбитражного соглашения сторон и/или сомнения в его действительности, юридической силе и исполнимости должны толковаться судом в пользу его действительности, юридической силы и исполнимости. Это будет способствовать формированию проарбитражной судебной практики, например, когда арбитражное соглашение имеет определенные дефекты, которые могут быть устранены путем его толкования (например, неточности в названии арбитражного учреждения).

Проектом решается проблема добровольного исполнения решений международного коммерческого арбитража. Учитывая действующее валютное регулирование в настоящее время в Украине невозможно добровольно исполнить арбитражное решение, если указанная в нем сумма выражена в иностранной валюте, ведь кроме самого арбитражного решения плательщик обязан предоставить своему обслуживающему банку исполнительный документ. А последний можно получить только после получения разрешения на исполнение арбитражного решения в государственном суде.

Поскольку целью Проекта не является изменение действующего валютного регулирования в Украине, в качестве более компромиссного варианта Проектом вводится упрощенная процедура выдачи таких исполнительных документов по заявлению должника, ограничивая судебный контроль только вопросами публичного порядка и арбитрабильности. При этом, такая упрощенная процедура содержит механизмы для предотвращения возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые могут пытаться специально получить отказ, и для обеспечения интересов кредиторов, которые, по логике, не должны участвовать в такой упрощенной процедуре, и соответственно не смогут вовремя среагировать на такие злоупотребления.

Проектом решается проблема валюты взыскания по арбитражному решению. Согласно действующим нормам ГПК суд в постановлении о выдаче разрешения на исполнение арбитражного решения должен определить сумму взыскания в национальной валюте Украины по курсу Национального банка Украины на день вынесения решения. Это означает, что в национальной валюте указывается и сумма в исполнительном листе, а затем проводится взыскание исполнительной службой. Но, в подавляющем большинстве случаев у иностранного взыскателя нет счета в гривне в украинском банке и поэтому он не может получить деньги от исполнительной службы. Кроме того, накладываются валютные риски, связанные с конвертацией суммы долга в национальную валюту Украины. Проектом предусмотрено, что соответствующая конвертация суммы, подлежащей взысканию по арбитражному решению, в валюту Украины или в свободно конвертируемую валюту происходит исключительно по заявлению взыскателя.

Проектом урегулирован вопрос взыскания годовых процентов по арбитражным решениям. Это является эффективным стимулом для добровольного исполнения арбитражного решения, и побуждает должника не затягивать с оплатой. Проект устанавливает полномочия суда и порядок определения суммы процентов, которая в соответствии с арбитражным решением подлежат взысканию на дату вынесения решения о признании и исполнении арбитражного решения.

Проект содержит положения относительно ставок судебного сбора, в частности:

(i) за рассмотрение ходатайств об отмене решений и постановлений международного коммерческого арбитража - в размере 2 процента цены иска, заявленного в арбитражном разбирательстве, но не менее 12 размеров минимальной заработной платы и не более 120 размеров минимальной заработной платы; (ii) за рассмотрение ходатайств о признании и приведение в исполнение решения международного коммерческого арбитража - 1 размер минимальной заработной платы.

Проект устанавливает общий подход к основаниям освобождения от доказывания в связи с решением спора международным арбитражем: обстоятельства, установленные резолютивной частью решения третейского суда или решения международного коммерческого арбитража, по которому в Украине принято судебное решение о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведение в исполнение решения международного коммерческого арбитража или об отказе в отмене такого решения, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же стороны.

Проектом устраняются противоречия в законодательстве Украины в отношении арбитрабильности споров и устанавливается общее правило, что стороны имеют право передать спор, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства/подведомственный хозяйственным судам, и по которому стороны могут заключить мировое соглашение, на рассмотрение третейского суда или международного коммерческого арбитража, кроме случаев, установленных законом. В настоящее время такие случаи для международного коммерческого арбитража установлены в Законе Украины «О международном коммерческом арбитраже», а для третейского разбирательства - в Законе Украины «О третейских судах».

Проект также устраняет ряд других противоречий и пробелов в регулировании вопросов судебного контроля в отношении международного коммерческого арбитража.

В ближайшие планы Рабочей группы входит разработка положений, призванных восполнить имеющиеся пробелы в законодательном регулировании таких вопросов как порядок применения и виды обеспечительных мер в поддержку международного арбитража, порядок предоставления государственными судами другой поддержки арбитража. Мы планируем завершить работу в ближайшее время, чтобы подать свои предложения по этим вопросам дополнительно.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

Мы будем благодарны за любые комментарии и дополнения, которые вы можете направлять координатору Рабочей Группы - Перепелинской Елене Сергеевне (olena.perepelynska@integrites.com )

С уважением,

Украинская Арбитражная Ассоциация

Членами Ассоциации могут быть физические дееспособные особы, которые имеют высшее юридическое образование, являются специалистами в области международного коммерческого арбитража или имеют профессиональный интерес к практике международного арбитража и разделяют цель и задания деятельности Ассоциации.Детальней

Database of Arbitrators

Мероприятия

Нет событий в следующие 30 дней
Нет событий в следующие 30 дней