Разработан проект изменений в законодательные акты Украины относительно судебного содействия арбитража

Уважаемые коллеги,
Настоящим мы информируем Вас, что Рабочая группа І Украинской Арбитражной Ассоциации завершила второй этап работы по разработке проекта изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно вопросов судебного содействия международному коммерческому арбитражу).

Работа на этом этапе велась совместно с рабочей группой Украинского Национального Комитета Международной Торговой Палаты (ICC Ukraine).

Проект, разработанный совместными усилиями двух групп, логически продолжает и дополняет Проект изменений в арбитражное законодательство Украины в части судебного контроля, работа над которым была завершена Рабочей Группой I УАА в конце прошлого года. 

Новый Проект разработан с целью восполнить имеющиеся пробелы в законодательном регулировании таких вопросов, как порядок применения и виды обеспечительных мер в поддержку международному арбитражу, порядок предоставления государственными судами содействия в получении доказательств для арбитражного разбирательства. В настоящее время нормы, которые бы регулировали этот вопрос, в процессуальном законодательстве Украины полностью отсутствуют, что делает практически невозможным предоставление судами такой поддержки или содействия независимо от места арбитража, а положений статей 9 и 27 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» для этого недостаточно.

Это существенно вредит развитию арбитража в Украине и становится причиной отказа сторонами от арбитража в пользу рассмотрения споров в государственных судах, где вопрос применения мер обеспечения иска и обеспечения доказательств четко урегулирован.

Поэтому в случае принятия, Проект будет способствовать дальнейшему развитию международного коммерческого арбитража в Украине, формированию проарбитражной практики государственных судов и созданию положительного имиджа Украины как дружественной к арбитражу юрисдикции.

Ниже приведены наиболее значимые изменения в законодательство Украины, предложены Проектом.

 

  • Проект предусматривает выполнение функций судебного содействия международному арбитражу двумя судебными инстанциями - Апелляционным судом города Киева и ВССУ

    Определение только одного апелляционного суда для рассмотрения соответствующих вопросов (который в соответствии с первым Проектом также наделен компетенцией осуществлять судебный контроль за международным арбитражем) позволит улучшить качество судебной практики в таких делах, сконцентрировать знания и опыт решения специфических вопросов в сфере международного арбитража в одном суде, решения которого могли бы быть обжалованы только в ВССУ. Кроме этого, временные рамки соответствующих судебных производств стали бы более прогнозируемыми для сторон, по сравнению, например, с ситуацией, когда такие вопросы рассматриваются всеми апелляционными судами Украины, уровень нагрузки в которых может существенно отличаться. Что же касается определения такого суда, то больше всего на эту роль подходит Апелляционный суд города Киева, который имеет самый большой опыт в вопросах международного арбитража. Имеющаяся материально-техническая база и географическое расположение являются дополнительными аргументами в пользу выбора именно этого суда для рассмотрения дел, связанных с международным арбитражем. Дополнительно это позволило бы избавиться юрисдикционных проблем.

  • Проект предусматривает возможность сторонам получить судебное содействие в вопросах международного арбитража независимо от того, находится ли место арбитража в Украине или за границей

    Рабочая группа решила воплотить в Проекте лучшие мировые практики развитых арбитражных юрисдикций и не ограничивать возможность получения судебного содействия только ситуациями, когда место арбитража находится в Украине.

  • Проект предусматривает возможность обращения за получением обеспечительных мер в поддержку международного арбитража после инициирования арбитражного разбирательства

    В этом вопросе Проект следует логике процессуального законодательства Украины, в соответствии с которым по общему правилу такие меры можно получить только после подачи иска. Исключения, предусмотренные процессуальным законодательством Украины в отношении обеспечения иска до подачи искового заявления, в целом не касаются международного арбитража.

  • Основания для применения обеспечительных мер

    Проект устанавливает для принятия таких мер механизм, аналогичный тому, который в настоящее время существует для применения обеспечительных мер в процессе получения разрешения на принудительное исполнение арбитражного решения (ст.394 ГПК Украины): если их неприменение может усложнить или сделать невозможным исполнение будущего арбитражного решения.

  • Виды мер

    Проект предусматривает возможность применения любых мер обеспечения иска, существующих в гражданском процессе (ст.152 ГПК Украины), с дополнительными исключениями, установленными в ХПК Украины для корпоративных споров.

  • Уведомление ответчика о рассмотрении заявления об обеспечении иска

    Проект следует общим правилам ГПК Украины в этом вопросе и предусматривает рассмотрение соответствующего заявления с уведомлением лица, против которого испрашиваются обеспечительные меры. В то же время, в случае обоснованного требования заявителя, если существует срочная необходимость в принятии таких мер и/или если уведомление лица, против которого испрашивается принятие обеспечительных мер в поддержку международного коммерческого арбитража, иным образом лишит обеспечительные меры их цели, заявление о принятии мер обеспечения иска в поддержку международного коммерческого арбитража может рассматриваться без уведомления лица, в отношении которого испрашивается принятие обеспечительных мер иска в поддержку международного коммерческого арбитража.

  • Встречное обеспечение

    По аналогии с изменениями в ХПК Украины, разработанными в рамках судебной реформы, Проект вводит понятие «встречного обеспечения» (залог, который вносится на депозитный счет суда, или банковская гарантия), предоставление которого заявителем является обязательным условием для принятия обеспечительных мер.

    Размер встречного обеспечения определяется судом с учетом обстоятельств дела и должен быть достаточным для того, чтобы предотвратить злоупотребление обеспечением иска.

    В любом случае размер встречного обеспечения не может превышать 20% от суммы обеспечения, о котором просит заявитель, а если такая сумма не указана, - 20% от цены иска в арбитражном разбирательстве.

    Институт встречного обеспечения существует во многих юрисдикциях и, как правило, работает следующим образом: если суд принимает решение о принятии испрашиваемых обеспечительных мер, он обусловливает вступление в силу такого решения предоставлением заявителем встречного обеспечения в соответствии с определением суда, или же наоборот вынесенное решение автоматически теряет силу в случае непредставления встречного обеспечения. Однако для украинского процессуального законодательства такие механизмы с «отлагательным» или «отменительным» условием являются нетипичными.

    Поэтому для того, чтобы обеспечить баланс интересов обеих сторон, в Проекте предлагается двухэтапный механизм: сначала определение о встречном обеспечении, а затем определение об обеспечении иска в поддержку международного арбитража. При чем, первое выносится судом, только если он допускает принятие обеспечительных мер в поддержку международного коммерческого арбитража, то есть, заявитель знает, что он получит испрашиваемые меры, если выполнит условия определения о встречном обеспечении. В определении о встречном обеспечении суд сразу указывает параметры будущего обеспечения иска: вид обеспечения иска и основания его выбора, порядок выполнения, вид и размер встречного обеспечения, порядок и сроки его предоставления. Особенностью этого определения, является то, что оно (1) не подлежит принудительному исполнению и (2) не подлежит обжалованию отдельно от решения о принятии обеспечительных мер в поддержку международного коммерческого арбитража.

    Далее возможны два варианта: заявитель или предоставляет, или не предоставляет встречное обеспечение в установленный судом срок. Проект предусматривает, что полнота, своевременность и надлежащий характер предоставления встречного обеспечения должны контролироваться судом, и по результатам осуществления такого контроля суд без вызова сторон либо (1) выносит определение о принятии мер обеспечения иска в поддержку международного коммерческого арбитража (согласно уже установленным им параметрам), либо (2) отменяет определение о встречном обеспечении.

 

  • Изменение или отмена мер обеспечения иска в поддержку международного коммерческого арбитража

    Проект предусматривает, что изменение или отмена обеспечительных мер в поддержку международного арбитража осуществляется по общим правилам ст. 154 ГПК Украины с некоторыми особенностями, учитывающими специфику международного арбитража и направленными на предотвращение злоупотреблений со стороны заявителя после получения им мер обеспечения иска (прежде всего, затягивания арбитражного разбирательства).

  • Возмещение убытков, причиненных применением обеспечительных мер в поддержку международного коммерческого арбитража

    Проект предусматривает, что лицо, против которого применены обеспечительные меры в поддержку международного коммерческого арбитража, в случае их отмены имеет право на возмещение убытков, причиненных применением таких мер, кроме случаев, когда стороны заключили мировое соглашение. Указанное возмещение осуществляется в судебном порядке - тем же судом, который принял решение о применении мер - в первую очередь, за счет встречного обеспечения.

  • Содействие суда в получении доказательств в поддержку международного коммерческого арбитража

    Проект устанавливает процессуальный механизм для практической реализации положений статьи 27 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже», предусматривающих возможность обращения состава арбитражного суда или, по его поручению, - стороны арбитражного разбирательства в государственный суд за содействием в получении доказательств, необходимых в арбитражном разбирательстве.

    Во многих странах мира, в том числе Швейцарии и США, такое содействие предоставляется государственным судом в рамках процедуры выполнения поручений иностранных судов, несмотря на отсутствие соответствующих международных конвенций. Рабочая группа решила следовать такому же подходу. Поэтому Проект предусматривает, что судебное содействие в получении доказательств в поддержку международного коммерческого арбитража осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 417 ГПК Украины с определенными особенностями, которые учитывают специфику международного арбитража.

    Запрос состава арбитражного суда оформляется в виде постановления и должен быть заверен постоянно действующим арбитражным учреждением, администрирующим соответствующее арбитражное разбирательство (если это институциональный арбитраж), или компетентным органом, осуществляющим функции содействия по отношению к этому арбитражного разбирательству (если это арбитраж ad hoc).

    Такой запрос подлежит выполнению не позднее, чем в тридцатидневный срок со дня его получения судом. Указанный срок может быть продлен судом, если это необходимо для совершения испрашиваемых процессуальных действий.

  • Судебные сборы

    Учитывая сложность вопросов, связанных с оказанием судебного содействия международному арбитражу, Проект предусматривает достаточно высокие ставки судебного сбора для этой категории дел: за рассмотрение заявления о принятии мер обеспечения иска в поддержку международного коммерческого арбитража - 40 размеров минимальной заработной платы, а за запросы о содействии суда в получении доказательств - 20 размеров минимальной заработной платы.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке


Мы будем благодарны за любые комментарии и предложения, которые вы можете направить координатору Рабочей группы - Перепелинской Елене Сергеевне (olena.perepelynska@integrites.com).


С уважением,

Украинская Арбитражная Ассоциация

«Полный (сведенный) текст законопроекта» и «Сравнительная таблица»

Членами Ассоциации могут быть физические дееспособные особы, которые имеют высшее юридическое образование, являются специалистами в области международного коммерческого арбитража или имеют профессиональный интерес к практике международного арбитража и разделяют цель и задания деятельности Ассоциации.Детальней

Database of Arbitrators

Мероприятия

Нет событий в следующие 30 дней
Нет событий в следующие 30 дней